Алгоритм работы над проектом
«Фразеологизмы - друзья или враги языка?»
Тип проекта – индивидуальный практико-ориентированный проект
Автор проекта – ученица 6 класса
Содержание этапа работы над проектом
|
Результат работы автора проекта на данном этапе
|
1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы
(В чем заключается для учащегося личностный смысл проблемы данного проекта. Ответ на вопрос: «Зачем?»)
|
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах; в контрольных работах, тестах, олимпиадных вопросах есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из учащихся с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?
|
2. Целеполагание
|
а) формулирование цели проекта
(Докажите, что достижение этой цели позволит решить проблему проекта.)
|
а) Цель нашего проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи.
|
б) создание образа ожидаемого результата - проектного продукта
(Докажите, что данный проектный продукт позволит достичь цели проекта.)
|
б) Проектный продукт – создание стенда «Фразеология» (со сменными блоками, яркими иллюстрациями, крупным шрифтом), к помощи которого можно прибегнуть в нужный момент.
|
в) формулирование названия (темы) проекта
(Оно должно в краткой форме выражать проблему проекта. Формулировка темы должна иметь проблемный характер.)
|
в) «Фразеологизмы - друзья или враги языка?»
|
3. Планирование
|
а) постановка задач, исходящих из цели
(Это ответ на вопрос: «Что делать?»)
|
а) Найти материал о фразеологических оборотах на лингвистических сайтах и сделать его доступным на уроке.
|
б) выбор способов работы (технологии)
(Это ответ на вопрос: «Как делать?»)
|
б) Сбор информации, размещенной в Интернете, отбор информации и примеров для стенда.
|
в) определение последовательности предстоящих шагов и сроков
(Это ответы на вопросы: «В какой последовательности делать?» и «Когда делать?»)
|
в) Найти материал о фразеологизмах на лингвистических сайтах (1-2 дня); подобрать примеры из художественных произведений (1 неделя); найти иллюстрации, помогающие запоминанию значений наиболее часто употребляющихся фразеологизмов (2-3 дня); Распечатать на цветном принтере (1 день); заламинировать (1 день).
|
4. Реализация
(Какие предположительно проблемы могут возникнуть у учащегося, как он сможет их преодолеть, какая помощь с Вашей стороны ему потребуется.)
|
Проблема отбора материала для стенда из большого количества фразеологизмов, имеющихся в Интернете, и художественно-эстетического оформления. Требуется консультация учителя, обсуждение с одноклассниками.
|
5. Рефлексия.
(Опишите, какую пользу принесла эта работа учащимся и «потребителям» проектного продукта; какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы. С какими трудностями учащийся столкнулся в ходе работы и как он их преодолел).
|
Способная, но довольно-таки стеснительная ученица почувствовала свою значимость. Приняла помощь одноклассников. Самым трудным для неё было из обилия информации отобрать нужную и дождаться готового проектного продукта. Стенд используется учащимися 6-9 классов постоянно, потому что работа с устойчивыми сочетаниями ведётся регулярно и на уроках русского языка, и на уроках литературы.
|
- Развиваются следующие общеучебные навыки: организационные (планирование и организация деятельности), интеллектуальные (навыки работы с информацией, отбор и классификация), коммуникативные (умение кратко, понятно излагать свои мысли. Умение адаптироваться к обстоятельствам, умение слышать собеседника – учителя и встать на его точку зрения).
- Возникают следующие приращения в предметных знаниях, умениях и навыках:
углубление знаний о фразеологизмах;
рассмотрение фразеологизмов в единстве лингвистического, исторического и психологического аспектов;
развитие творческих способностей ребенка;
расширение кругозора, воспитание любви к языку;
формирование речевых умений и обогащение речи;
повышение культуры речи;
развитие логического мышления;
формирование навыков общения и умения работать в группах.
- Данная учащаяся научилась самостоятельно находить информацию по происхождению фразеологизмов, толковать их лексические значения и объяснять роль в тексте, сумела найти интересные примеры из художественной литературы, подобрать яркие иллюстрации, способствующие их запоминанию, совершенствовала свои навыки в опознавании фразеологизмов в тексте.
- В целом ученица 6 класса справилась с работой самостоятельно, от учителя потребовалась небольшая консультация по стыковке примеров фразеологизмов и обсуждение с целесообразностью внешнего вида проекта (стенда).
- Выстраивая взаимодействие с данным учеником, я заняла роль учителя – консультанта, потому что девочка успевает на «4» и «5», умеет работать с компьютером и знает, как находить компетентные источники в Интернете, имеет художественный вкус. Помогла отобрать из большого количества нужные примеры, потому что с этой работой не всегда могут справиться даже некоторые старшеклассники. Кроме того, посчитала ненужным вмешиваться, когда одноклассники предложили помощь по оформлению стенда, хотя это был проект одной ученицы, а не групповой.
|