Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Никулиной Галины Сергеевны

Понедельник, 20.05.2024, 11:09

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Итоговая аттестация » Готовимся к ОГЭ

Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11-х классах
[ Скачать с сервера (26.3 Kb) ] 20.04.2016, 09:54

   Задание 1.

   Анкета «Семь вопросов об изложении» (отвечали учащиеся 8 класса)

            Писать изложение нравится практически всем учащимся. Лишь некоторым это занятие кажется скучным и трудным.

            80% опрошенных ответили, что сочинение им писать труднее, чем изложение, так как «тяжелее сочинять, чем запоминать»; «не умею писать сочинения»; «в сочинении нужно придумывать текст самому, а в изложении он уже дан»; «в изложении уже есть готовый текст с основной мыслью, остается только пересказать его»; «иногда тяжело сформулировать и логически связать свои мысли в тексте сочинения».

            20% опрошенных испытывают трудности с воспроизведением чужих мыслей. Вот выдержки из анкет этих учащихся: «пишу очень медленно и не успеваю записывать все и сразу»; «плохо запоминаю текст»; «не всегда понимаю, о чем текст»; «если это сжатое изложение, не всегда понимаю, что нужно сокращать»; «изложение нужно обрабатывать: сокращать, подбирать слова, а в сочинении полная свобода слова, можно выражать свои мысли так, как хочется».

            Умение писать изложение, по мнению восьмиклассников, необходимо для развития памяти, речи, мышления. Это умение может пригодиться «при сдаче экзаменов в университет»; «при конспектировании лекций»; «чтобы быстро и правильно излагать свои мысли»; «умение писать сжатое изложение может помочь в критической ситуации, когда нужно ясно, четко и кратко передать большой объем информации»; «некоторых политических деятелей нужно вернуть на школьную скамью и заставить писать изложения, а то чтение «по бумажке» уже раздражает».

            Среди опрошенных восьмиклассников нет учащихся, которые отрицали бы необходимость в умении писать изложение.

            Большинство учащихся считает, что темы изложений должны быть «интересными, нескучными, познавательными». Поэтому выделяют следующие темы текстов: о выдающихся людях, о великих открытиях, об исторических событиях, о проблемах, волнующих подростков.

            Немногие (но такие учащиеся есть) предпочитают изложения о природе, объясняя свой выбор тем, что «описание передать проще, чем повествование или рассуждение».

            На вопрос о том, труднее ли было бы писать изложение, не делая записей в ходе чтения текста учителем, все учащиеся дали однозначный ответ: «Да, труднее». Многие добавляли к своему ответу наречие «намного».

            Практически всем учащимся легче писать подробное изложение, чем сжатое: «иногда трудно понять, где главная информация, а где второстепенная»; «не очень разобрался в приемах сжатия текста».

           «Сжать» текст, по мнению учащихся, значит «исключить несущественную и второстепенную информацию»; «найти в тексте основные микротемы, не нарушив последовательности событий»; «исключить подробности и детали, не нарушив смысла всего текста и его отдельных абзацев».

            При написании изложения учащиеся выделяют следующие трудности: «плохо запоминаю текст и медленно пишу, не успеваю записывать даже главные мысли»; «не всегда удается правильно выделить микротемы»; «иногда трудно установить логическую связь между абзацами в тексте»; «постановка знаков препинания и правописание некоторых слов».

Задание 2.

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. 

Был конец ноября - самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна. 

Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий. 

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре - портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше. 

Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно. 

После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжелые тома журналов "Нива" и "Живописное обозрение" за старые годы. 

По ночам часто плакал во сне Фунтик - маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах. (288 слов). К. Г. Паустовский.

Для подробного изложения в 8 классе был взят отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Прощание с летом». Учащимся было предложено написать изложение на основе воссоздающего воображения. Мною было объяснено, что данный текст невозможно понять и пересказать, если не увидеть созданные автором картины, не услышать описанные звуки, не почувствовать запахи. И чтобы текст превратился в сознании каждого в цельную картину, чтобы он стал осмысленным, необходимо включить свой мысленный экран, свое воображение. Учащиеся задание поняли и восприняли с воодушевлением. Но при чтении текста около половины класса по привычке пытались записать услышанное. Именно они в изложении допустили неточности, обращая свое внимание на второстепенные детали. Те же, кто включил свой мысленный экран, их легко было вычислить по выражению глаз, смогли превратить текст в цельную картину, он стал для них осмысленным, и они успешно справились с заданием.

Задание 3.

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей.

2-3

Зависимый от чужого мнения, неуверенный в себе человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

4

Неуверенность в себе – это неспособность человека правильно поставить цели и позитивно оценить свои результаты.

 

Задание 4.

  1. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. Прием сжатия – обобщение (замена однородных членов обобщающим словом).

Сказки любят все.

  1. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. Прием сжатия – исключение (исключение однородных членов при обобщающем слове).

Сказка живет везде и во всем.

  1. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. Прием сжатия – упрощение (исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации); исключение (исключение второстепенной информации).

Сказки научат тебя быть добрым и выручат из любой беды.

  1. Сказки… Как прекрасен и увлекателен ваш мир! Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. Прием сжатия –  обобщение (обобщение содержания фрагмента текста) и исключение (исключение несущественной информации).

Прекрасен мир сказки, в котором всегда торжествует добро и в финале все счастливы.

Задание 5.

Учащаяся точно передала основное содержание прослушанного текста,  отразив все важные для восприятия микротемы. Поэтому по критерия ИК1 она получает максимальное количество баллов – 2.

В своем изложении ученица применила несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. Баллы по ИК2 максимальные - 3.

Данная работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: 

-  логические ошибки отсутствуют,  последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Вывод: по ИК3 ученица также получает максимальное количество баллов – 2.

Работа производит хорошее впечатление: она короткая, связная, логичная. Анализ это впечатление подтверждает: все ключевые слова на месте, содержание всех микротем передано точно.

Но в первом абзаце имеется фактическая ошибка: пропущено необходимое для понимания основной мысли текста словосочетание «в пасмурные дни». Изложение в целом написано хорошим языком, но есть речевые ошибки: в третьем абзаце ученица неудачно употребила местоимение, а в четвертом абзаце встречается неуместное словоупотребление: «чудом росли одуванчики». 

Категория: Готовимся к ОГЭ | Добавил: Kalina
Просмотров: 1454 | Загрузок: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

Готовимся к ОГЭ [7]
Готовимся к ЕГЭ [6]

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0