Задание 1.
Анкета «Семь вопросов об изложении» (отвечали учащиеся 8 класса)
Писать изложение нравится практически всем учащимся. Лишь некоторым это занятие кажется скучным и трудным.
80% опрошенных ответили, что сочинение им писать труднее, чем изложение, так как «тяжелее сочинять, чем запоминать»; «не умею писать сочинения»; «в сочинении нужно придумывать текст самому, а в изложении он уже дан»; «в изложении уже есть готовый текст с основной мыслью, остается только пересказать его»; «иногда тяжело сформулировать и логически связать свои мысли в тексте сочинения».
20% опрошенных испытывают трудности с воспроизведением чужих мыслей. Вот выдержки из анкет этих учащихся: «пишу очень медленно и не успеваю записывать все и сразу»; «плохо запоминаю текст»; «не всегда понимаю, о чем текст»; «если это сжатое изложение, не всегда понимаю, что нужно сокращать»; «изложение нужно обрабатывать: сокращать, подбирать слова, а в сочинении полная свобода слова, можно выражать свои мысли так, как хочется».
Умение писать изложение, по мнению восьмиклассников, необходимо для развития памяти, речи, мышления. Это умение может пригодиться «при сдаче экзаменов в университет»; «при конспектировании лекций»; «чтобы быстро и правильно излагать свои мысли»; «умение писать сжатое изложение может помочь в критической ситуации, когда нужно ясно, четко и кратко передать большой объем информации»; «некоторых политических деятелей нужно вернуть на школьную скамью и заставить писать изложения, а то чтение «по бумажке» уже раздражает».
Среди опрошенных восьмиклассников нет учащихся, которые отрицали бы необходимость в умении писать изложение.
Большинство учащихся считает, что темы изложений должны быть «интересными, нескучными, познавательными». Поэтому выделяют следующие темы текстов: о выдающихся людях, о великих открытиях, об исторических событиях, о проблемах, волнующих подростков.
Немногие (но такие учащиеся есть) предпочитают изложения о природе, объясняя свой выбор тем, что «описание передать проще, чем повествование или рассуждение».
На вопрос о том, труднее ли было бы писать изложение, не делая записей в ходе чтения текста учителем, все учащиеся дали однозначный ответ: «Да, труднее». Многие добавляли к своему ответу наречие «намного».
Практически всем учащимся легче писать подробное изложение, чем сжатое: «иногда трудно понять, где главная информация, а где второстепенная»; «не очень разобрался в приемах сжатия текста».
«Сжать» текст, по мнению учащихся, значит «исключить несущественную и второстепенную информацию»; «найти в тексте основные микротемы, не нарушив последовательности событий»; «исключить подробности и детали, не нарушив смысла всего текста и его отдельных абзацев».
При написании изложения учащиеся выделяют следующие трудности: «плохо запоминаю текст и медленно пишу, не успеваю записывать даже главные мысли»; «не всегда удается правильно выделить микротемы»; «иногда трудно установить логическую связь между абзацами в тексте»; «постановка знаков препинания и правописание некоторых слов».
Задание 2.
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
Был конец ноября - самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна.
Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий.
Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре - портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.
Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно - может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
После чая мы садились у печки и читали. В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжелые тома журналов "Нива" и "Живописное обозрение" за старые годы.
По ночам часто плакал во сне Фунтик - маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра, и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах. (288 слов). К. Г. Паустовский.
Для подробного изложения в 8 классе был взят отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Прощание с летом». Учащимся было предложено написать изложение на основе воссоздающего воображения. Мною было объяснено, что данный текст невозможно понять и пересказать, если не увидеть созданные автором картины, не услышать описанные звуки, не почувствовать запахи. И чтобы текст превратился в сознании каждого в цельную картину, чтобы он стал осмысленным, необходимо включить свой мысленный экран, свое воображение. Учащиеся задание поняли и восприняли с воодушевлением. Но при чтении текста около половины класса по привычке пытались записать услышанное. Именно они в изложении допустили неточности, обращая свое внимание на второстепенные детали. Те же, кто включил свой мысленный экран, их легко было вычислить по выражению глаз, смогли превратить текст в цельную картину, он стал для них осмысленным, и они успешно справились с заданием.
Задание 3.
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
|
Микротема
|
1
|
Все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей.
|
2-3
|
Зависимый от чужого мнения, неуверенный в себе человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.
|
4
|
Неуверенность в себе – это неспособность человека правильно поставить цели и позитивно оценить свои результаты.
|
Задание 4.
- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. Прием сжатия – обобщение (замена однородных членов обобщающим словом).
Сказки любят все.
- Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. Прием сжатия – исключение (исключение однородных членов при обобщающем слове).
Сказка живет везде и во всем.
- Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. Прием сжатия – упрощение (исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации); исключение (исключение второстепенной информации).
Сказки научат тебя быть добрым и выручат из любой беды.
- Сказки… Как прекрасен и увлекателен ваш мир! Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. Прием сжатия – обобщение (обобщение содержания фрагмента текста) и исключение (исключение несущественной информации).
Прекрасен мир сказки, в котором всегда торжествует добро и в финале все счастливы.
Задание 5.
Учащаяся точно передала основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для восприятия микротемы. Поэтому по критерия ИК1 она получает максимальное количество баллов – 2.
В своем изложении ученица применила несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. Баллы по ИК2 максимальные - 3.
Данная работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Вывод: по ИК3 ученица также получает максимальное количество баллов – 2.
Работа производит хорошее впечатление: она короткая, связная, логичная. Анализ это впечатление подтверждает: все ключевые слова на месте, содержание всех микротем передано точно.
Но в первом абзаце имеется фактическая ошибка: пропущено необходимое для понимания основной мысли текста словосочетание «в пасмурные дни». Изложение в целом написано хорошим языком, но есть речевые ошибки: в третьем абзаце ученица неудачно употребила местоимение, а в четвертом абзаце встречается неуместное словоупотребление: «чудом росли одуванчики». |