Как показала статистика, сложнее всего выпускникам-2019 было выполнять задания 4 и 13. Они связаны со знанием текста художественного произведения (а именно: образы, сюжет, герои, художественные символы, исторические реалии, литературный жанр и др.) и литературоведческих терминов — средств художественной выразительности, к которым обращался автор. 9 и 16 — задания повышенного уровня, которые также оказались трудными для выполнения. Здесь проверяется знание контекста в межтекстовом представлении. По сообщению Рособрнадзора, к таким заданиям применяется особый критерий оценивания — уместность выбора контекста и правильность сопоставления текстов. Конечно, в таком случае не обойтись без четкого знания литературных реалий и мнений разных авторов на одни и те же явления жизни.
Экзамен завершается выполнением сочинения на одну из тем по выбору. Всего их 4. Здесь выпускникам предлагается проанализировать материал (важен навык осмысленного чтения), а также продемонстрировать умения цитировать и комментировать классический художественный текст и высказывать собственное мнение по поводу прочитанного. В пул типичных ошибок прошлого года, касающихся сочинения, входят еще и такие: невнимательное прочтение темы; написание сочинения без ссылки на литературное произведение; отсутствие или нарушение логики в рассуждении; плохое качество письменной речи. Нередко школьники пытались напустить экспертам пыль в глаза, неуместно оперируя литературными понятиями.
Специалисты ФИПИ напоминают, что все проблемы и типичные ошибки выпускников на ЕГЭ всегда связаны между собой. |