План-конспект урока русского языка в 6-ом классе
НЕ с существительными
Задачи и цели:
- Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с существительными, доведение навыка до автоматизма, уметь различать НЕ – приставку и НЕ – часть корня.
- Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
- Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.
Наглядное оформление урока:
- Таблица “Правописание НЕ с существительными”.
- Плакат со словами, не употребляемыми без НЕ.
- На столе у каждого листочек для определения рефлексии.
- На доске написаны слова с НЕ, к которым надо подобрать синонимы.
- Карточка “Материал для рассуждения”.
Ход урока
Учитель: Ребята! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку. Перед вами на столе лежат листочки, которые мы с вами заполним до начала урока, а потом в конце урока для определения рефлексии (дети заполняют листочки).
Тема нашего урока “НЕ с существительными”. Это 2-й урок, поэтому цель нашего урока закрепить навык применения правила о правописании НЕ с существительными.
Откройте тетради, мы проверим домашнее задание. Упр. 218.
Вопрос: Что нужно было сделать? Прочтите задание.
- (1 чел. ) выписать слова с НЕ из 1-4 предложения и объяснить их (у доски)
Ответ: непогоды, недуг, неприятель, негодование.
- (1 чел. ) выписать слова с пропущенными буквами-орфограммами и объяснить их (из 1-3 предл.)
Ответ: поздняя, свалил, внимание, устремились.
- записать схему 7-го предложения (на доске). Ответ: А: “П”.
Вопрос: Каким членом предложения является слово с НЕ в этом предложении?
Ответ: не является членом предложения, т. к. это обращение.
Учитель: А теперь запишите дату и тему урока в тетради. Устная разминка: повторим правило правописания НЕ с существительными. В каком случае существительные пишутся с НЕ слитно…. Раздельно?
Следующий этап нашего урока: словарная работа. Напишите в тетради заголовок “Словарный диктант” с взаимопроверкой:
багряный, ветеран, несчастье, искусство, ненастье, природа, прекрасный, нечестность; не правда, а ложь.
Обменяйтесь тетрадями.
Учитель: Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие вы встретили здесь слова, связанные с темой нашего урока? Назовите их… Как вы их написали, объясните.
Переходим к следующему заданию, целью которого является умение подбирать синонимы к соответствующим словам с НЕ. На доске записаны слова в 2 столбика: в одном – слова с НЕ, в другом - синонимы к ним. Слова записаны в разнобой, ваша задача найти соответствующий синоним для каждого слова.
Вопрос: А что такое синонимы?
Неприятель
|
выдумка
|
Небылица
|
грубость
|
Несмелость
|
противник, враг
|
Ненависть
|
робость
|
Невежливость
|
вражда
|
Вопрос: Скажите, какой 1-й вопрос у нас должен возникнуть, если нам встретилось слово с НЕ?
Ответ: Может ли слово употребляться без НЕ?
Вопрос: А какой самый простой способ определения: употребляется ли слово с НЕ или нет?
Ответ: Закрыть пальцем НЕ.
Вопрос:. А для чего нам нужно определять пишется ли слово без НЕ или нет?
Ответ: Если слово может употребляться без НЕ, тогда НЕ является приставкой, если же без “НЕ” не употребляется, тогда “НЕ” является частью корня.
Задание: определите в написанных вами парах слов, чем является “НЕ” приставкой или частью корня.
Учитель: Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, как разнообразен наш язык, благодаря синонимам наша речь становится яркой, образной, выразительной. И наша с вами задача – уметь пользоваться этим богатством и развивать свою речь!
Переходим к следующему заданию, в котором мы продолжим отработку орфографической зоркости. В домашнем задании мы встретились с вами со словом “невежа”. Кто-нибудь знает, что оно обозначает? А что мы должны сделать, чтобы узнать его значение? (Обратиться к словарю)
Ученице было дано задание найти в этимологическом словаре значение слов “невежда” и “невежа”.
Выступление ученицы. Затем она пишет на доске, а дети записывают в тетради:
Невежда – необразованный человек, неуч.
Невежа – невоспитанный человек, грубиян.
Вопрос: Что произошло со словами?
Ответ: Произошло слияние НЕ с корнем, поэтому эти слова без “НЕ” не употребляются.
Учитель: Обратите внимание на слова синонимы, которые подобрала ученица, какой частью речи они являются? А как пишутся? Когда мы будем изучать “Имя прилагательное”, мы снова встретимся с этим же правилом.
Запишите пословицу в тетради: Невежество – оружие невежды.
Сделайте синтаксический разбор, объясните тире в предложении. Объясните значение пословицы.
Следующий этап нашего урока - работа с использованием алгоритма. На доске висит таблица “Правописание НЕ с существительными”, ваша задача составить связный рассказ о правописании НЕ с существительными. (ответ ученика)
Последнее задание у нас будет творческое. Вы должны показать свое умение рассуждать, анализировать ситуацию по данному материалу, что лежит у вас на столах.
Материал для рассуждения.
“Петя, ты опять вылез из-за стола. Какой же ты у нас непоседа!” Трехлетний Петя возвращается к столу и спрашивает: “Мама, а теперь я уже поседа?”
Неважно, что в этом примере ребенок создал слово, которого нет в языке. Важно то, что он усвоил модель, лежащую в основе словотворчества: нехороший – хороший, непослушный – послушный, непоседа - …поседа. (По В. Откупщикову)
На доске висит плакат со словами, пережившими похожую судьбу слов “невежа” и “невежда”. Ребята используют слова для создания своего рассказа в сходной ситуации. После этого делаем вывод вместе с классом: НЕ пишется слитно, потому что “НЕ” является частью корня.
Подводим итог нашего урока. Что мы запомнили?
Заполняем листочки для рефлексии.
|
До урока |
После урока |
Страх |
|
|
Радость |
|
|
Интерес |
|
|
Удивление |
|
|
Беспокойство |
|
|
Скука |
|
|
Уверенность |
|
|
Агрессивность |
|
|
Активность |
|
|
Усталость |
|
|
За работу на уроке выставляются оценки.
|