Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Никулиной Галины Сергеевны

Пятница, 26.04.2024, 17:20

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Портфолио » Технологии

Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения
[ Скачать с сервера (78.8 Kb) ] 02.02.2015, 16:32

Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога.

Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.

М. М. Бахтин

Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.

Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях. На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.

На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.

Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств (функций личности) выделяют следующие типы диалога, отличающиеся друг от друга степенью доверительности, взаимопроникновения в другого.

Однако при организации диалогового обучения некоторые учителя ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т. п.), превращая его, как полагает Е. В. Коротаева, в вариант облегченной педагогики: процесс дается легко и свободно, а результаты на выходе часто оказываются неудовлетворительными.

Хотим заметить, что организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога.

2. Типы учебных дискуссий.

Технология организации учебных дискуссий

Понятие «групповая дискуссия». Зачем использовать дискуссии в учебном процессе.

Как начать и как закончить дискуссию?

Приемы упорядочивания свободной дискуссии.

Оценивание участников дискуссии.

Советы ведущему дискуссии

Дискуссия является самой распространенной формой диалогового обучения.

Определение дискуссии очень простое — это упорядоченный обмен мнениями. Часто учителя помнят о второй части этого определения («обмен мнениями»), но забывают о первой («упорядоченный»). Но именно в ней кроется успех проведения дискуссии.     

Зачем нужны дискуссии?

Д. Ондрошек: «Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет — вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни…

Часто перед учителем возникают такие опасения: не будет ли эта дискуссия бесконтрольна? Не получится ли, что дети будут друг друга перекрикивать, не давать говорить? Кто и как при безоценочных дискуссиях сумеет сказать, достигнуты ли цели, и как такая вольная дискуссия поможет при изучении темы?

Не существует единого рецепта эффективной дискуссии, какой-то определенной формы выработки мнений в группе. Здесь многое зависит от учителя. Даже если он не вмешивался активно в ход дискуссии, не говорил много, он все равно несет ответственность за эффективность дискуссии. Он должен знать, когда закончить дискуссию, что предоставить решать детям, и на основе этих знаний помочь структурировать дискуссию так, чтобы она имела смысл и давала учащимся наибольшие возможности выявить основные принципы прав и свобод человека. Кроме общего понимания, необходимо на основе собственного опыта понять и прочувствовать эти принципы и ценности...»

Итак, отметим еще раз, что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:

• ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;

• поощрение разных подходов к одному явлению;

• сосуществование различных, даже противоположных мнений;

• вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;

• побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.

Кроме того, ребята думают над тем:

• как убедительно изложить информацию;

• как обосновать и аргументировать свою точку зрения;

• как рассмотреть все подходы к проблеме;

• как попробовать решить ее.

Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию?

• Дискуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками — учитель задает вопросы, ученики отвечают.

• Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся — дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

• В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят — несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.

• Дискуссия перестает быть упорядоченной — ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было сказано.

• Учитель не успевает фиксировать высказывания всех детей, в результате не может объективно оценить их работу.

• Кто-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной проблемы.

• В ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности.

Организация пространства

Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают. Такой стиль работы позволяет устанавливать связи между взрослым и каждым (в идеале) ребенком, но не поощряет диалог между детьми. Если в сферу внимания учащегося, кроме преподавателя, будут включены его одноклассники, то вероятность проведения дискуссии, а не обмена репликами между учителем и учениками повысится.

Поэтому, если на это хватает сил и времени, перед дискуссией желательно немного переставить столы. То, как их расставить, зависит от предполагаемой формы обсуждения. Например, если детей в классе не очень много и планируется «разговор по кругу», столы можно поставить кругом или подковой. В этом случае ученики могут сесть в один ряд (лучше, но не всегда возможно) или в два ряда вокруг столов.

Если перед общей дискуссией будет обсуждение в группах, столы можно сдвинуть попарно и попросить группы расположиться вокруг них. Для «колеса» можно сдвинуть парты среднего ряда и попросить ребят образовать круги в проходах между рядами со сдвинутыми столами в центре. В «ток-шоу» можно заранее подготовить место для экспертов у доски.

Установка правил ведения дискуссии

Один из способов предотвращения «хаоса» во время дискуссии — это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения

организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему дискуссии останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной.

Проще всего начать разговор о правилах после неудавшегося, неорганизованного обсуждения, когда ребята ссорились и не проявили большого уважения друг к другу. Или же, если не очень жалко времени и не страшно, что в классе поднимется страшный крик, можно провести такое небольшое упражнение. Класс делится на две группы. Выбирается какой-нибудь простой вопрос, например, что вкуснее — персики или мороженное? Одна группа назначается сторонниками первого ответа, вторая — второго (или группы формируются по ответам, но это займет больше времени). «А теперь, — говорит учитель, — у вас есть две минуты, чтобы убедить сторонников другого мнения, что вы правы. Вы можете делать что угодно». Обычно все начинают одновременно что-то говорить, в классе поднимается шум, и понять ничего невозможно. Через две минуты учитель просит всех остановиться спрашивает: «Ну как, вы убедили других в своей правоте?» Вероятно, нет. «Хорошо, тогда давайте поступим иначе — кто будет кричать свои аргументы громче, тот и будет прав». Начинается крик. Через минуту его можно остановить и спросить об ощущениях и о результатах. Они неутешительны. «Справедливо ли, что тот, кто громче крикнет, тот и прав?» Конечно, нет. Но чтобы все получили возможность нормально высказываться и слушать других, нужны определенные правила и уважение друг к другу.

Учитель может предложить школьникам самостоятельно выработать правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы успешно решать проблемы. Добровольцы предлагают свои варианты, а учитель или кто-то из ребят записывает их на доске. Если ребята что-то не учли, учитель может предложить свой вариант какого-нибудь правила. Каждое из правил совместно рассматривается, для того чтобы все ребята поняли его смысл и разобрались, в самом ли деле оно необходимо. (Например, в одной из школ шестиклассники приняли правило: «Уважать всех, и в первую очередь говорящего». Формулировка достаточно абстрактная. Учитель спросил ребят: «Как это “уважать”»? И, подумав, ребята определили: «Не перебивать, не смеяться, внимательно слушать».) Затем правило принимается.

Вот примерный список таких правил, предложенных американским педагогом Ф. Тибитс:

• слушать того, кто говорит;

• говорит только один человек;

• если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

• нельзя прерывать того, кто говорит;

• когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;

• нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);

• надо вовлекать в обсуждение всех.

Не страшно, если список, созданный учениками вашего класса, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ребят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать дополнять, дорабатывать список.

Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать. Так или иначе очень многое зависит от класса, и преподаватель должен сам решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с этими учениками.

К сожалению, просто установка правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить большое внимание соблюдению правил. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как они выполняются. Можно совместно выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

Начало дискуссии

От того как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему.

Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст (психологи советуют ограничить его 500 словами), добровольцы могут разыграть небольшую сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Также интересна методика «Градусник», которая позволяет всем ученикам обозначить свое мнение по предложенной теме перед началом обсуждения. Эта форма подходит для обсуждения таких проблем, по которым можно дать два противоположных и несколько промежуточных мнений. Например, обсуждая спор Пьера Безухова и Андрея Болконского на пароме, можно предложить детям найти свое место на воображаемой шкале «градусника», обозначив крайние позиции: «полностью согласен с Пьером» и «полностью согласен с Андреем». Затем, объединив детей в три группы (третья — ставшие посередине, занявшие «нейтральную» позицию), можно начинать саму дискуссию.

Не забудем, что практически все активные методики ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой.

Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью. Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно будет показать несколько разных аспектов проблемы, т.е. задать какие-то рамки обсуждения.

Чтобы ученикам было легче придерживаться темы дискуссии, чтобы дискуссия не уходила в сторону, ее тему в форме вопроса или спорного утверждения нужно написать на доске. Здесь же можно заранее или в процессе дискуссии отмечать наиболее важные подтемы и тезисы. Если разговор перескочил на какую-то другую тему или слишком много внимания уделяется какому-то незначительному аспекту, учитель может попросить школьников остановиться и перечитать написанное.

Структурирование и регулирование дискуссии

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию. Но обычно в свободной дискуссии очень быстро выделяются несколько активных учеников, которые много говорят, хотят говорить, перебивают остальных, стремятся отвечать на все вопросы, и большая группа пассивных учеников, которые в лучшем случае сидят молча, а в худшем начинают отвлекаться. Можно пустить дело на самотек, а можно использовать целый арсенал приемов, которые помогут молчаливым стать более активными, а говорливым — дать высказаться другим. Эти приемы можно разделить на две большие группы:

• Приемы упорядочивания свободной дискуссии, которые призваны помочь «выровнять» дискуссию по активности ее участников (о них мы поговорим сейчас)

• Приемы структурирования дискуссий, которые так организуют работу учеников, что практически каждый вынужден работать.

Рекомендации ведущему дискуссии

Задача ведущего дискуссии — постараться уменьшить значимость своей роли и увеличить значимость ролей участников. Его главная цель — организовывать процесс обсуждения, поощрять ребят принимать участие в диалоге, не становясь в то же время главным судьей или «истиной в последней инстанции».

Вот несколько рекомендаций ведущему дискуссии, предложенных педагогами и психологами:

• Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе. Никогда не повредит еще раз напомнить о правилах цивилизованной дискуссии.

• Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенную тему или вопрос.

• Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.

• Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями.

• Обращайте внимание на каждый ответ, не игнорируйте никого.

• Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь удержать рассуждения детей в одном русле, чтобы они не уходили в сторону.

• Задавайте ребятам уточняющие вопросы (например: «Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь о …», «Как ты пришел к этим выводам?»).

• Время от времени делайте краткие обобщающие комментарии, чтобы показать, где мы сейчас находимся («Итак, к этому моменту были высказаны такие точки зрения… Вася активно отстаивает мнение, что…, а Лиза утверждает, что…»). Важные тезисы необходимо записывать на доске.

• Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений.

Завершение дискуссии

Д. Ондрошек: «В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку».

Помимо этого, учитель должен поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат «положительную обратную связь», которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.

Для того чтобы поощрить сознательное отношение ребят к участию в дискуссии и следованию установленным правилам, можно предложить им оценить проведенное обсуждение по следующим параметрам:

1. Довольны ли вы дискуссией?

2. Что было в ней удачно?

3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?

4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

5. Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

Существует несколько форм организации оценки — краткое обсуждение по каждому пункту, самостоятельный ответ на вопросы с последующим подведением итогов, обсуждение отдельных параметров оценки и т.д. Вопросы для оценки можно написать на большом плакате и повесить на стену в классе.

Дискуссии и оценивание

Можно ли как-то оценить учеников, участвовавших в дискуссии? Это непростой вопрос. На него есть несколько ответов:

1. Никак не оценивать непосредственное участие в дискуссии, а давать задания на оценку сразу после дискуссии или на следующем уроке. Делая задание, ученик должен показать, как он запомнил и осмыслил обсуждавшиеся тезисы.

2. Оценивать работу учеников по письменным материалам, которые создавались во время дискуссии («дискуссия по переписке», «молчаливая дискуссия», «аквариум»). Такие оценки могут быть и индивидуальными, и коллективными (всей группе сразу).

3. Ставить хорошие оценки отдельным ученикам за яркие, глубокие выступления по делу.

4. Давать отдельным ученикам-наблюдателям письменные задания в процессе дискуссии.

5. Ставить оценки ученикам (разумеется, заранее предупредив их об этом) за проявленные коммуникативные навыки.

6. Если это свободная дискуссия, где не используются никакие средства регулирования и структурирования, поощрять хорошими оценками активных учеников. Но тогда возникает опасность монополизации ими дискуссии.

Технология организации учебных дискуссий

Структурированные дискуссии: разговоры «по кругу» («цепочка», «полилог», «дискуссия по переписке»), дискуссии с предварительной работой в парах («рабочий гул», «колесо», «социологи»), дискуссии с предварительной работой в группах («аквариум», «молчаливая дискуссия», «диспут», «бинарная дискуссия», «иерархическая дискуссия», «мозговой штурм», «ток-шоу»)

Литература

1. Активные формы преподавания литературы. Составитель Р. И. Альбеткова М., Просвещение, 1991.

2. Белова С. В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002.

3. Загрекова Л. В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004.

4. Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5.

 5. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва, «Педагогический поиск», 2002.

6. Нетрадиционные формы организации учебных занятий. Составитель Беляева Н. В. – Калинин, 1980.

7. Ничкова Т. А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка. Презентация,2012.nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/aktivnye_formy_priemy_metody.pptx

Категория: Технологии | Добавил: Kalina | Теги: современные педагогические технолог, технологии в образовании, педагогические технологии, технологии
Просмотров: 6169 | Загрузок: 497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

Технологии [5]
Мои достижения [0]
Самообразование [5]
Распространение опыта [5]
Материалы по аттестации [5]
Различные материалы по аттестации на высшую квалификационную категорию

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0