Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Никулиной Галины Сергеевны

Пятница, 26.04.2024, 18:40

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Портфолио » Самообразование

Нетрадиционные виды уроков
[ Скачать с сервера (82.0 Kb) ] 20.03.2015, 14:52

 Использование нетрадиционных форм проведения уроков

 русского языка и литературы

для развития познавательного интереса школьников

В системе среднего образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как  средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. В век компьютеризации и информатизации дети мало читают, а если и читают произведения, то в сокращённом варианте, не умеют точно, логично выражать свои мысли в письменной форме, обладают скудным запасом слов. Поэтому передо мной встал вопрос: как же развить познавательный интерес учащихся к своим урокам, потому что я, как учитель словесности, считаю, что без гуманитарных дисциплин развитие личности будет ущемлено.

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков -      вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний - вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо их тщательно изучать как педагогическое явление, научно его обосновывать и стимулировать учителя и ученика к творчеству.

Для меня нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности и выявить познавательный интерес. С другой стороны, - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. К таким урокам нужно тщательно готовиться, применять современные технические средства обучения, использовать различные технологии. В конце концов, нельзя все уроки сделать нетрадиционными. Есть программа, предусматривающая определённое количество часов на каждую тему. К тому же обязательно нужно проводить административные контрольные работы, зачёты, срезы. И всё же хочется провести урок нестандартно, чтобы запомнился, чтобы помог учащимся усвоить новый материал, закрепить пройденный, чтобы у них появилось желание ещё больше узнать по данной теме, т.е. поработать в библиотеке, «выйти» в Интернет, попробовать свои силы в различных творческих работах.

На первое место на уроке я ставлю повышение требовательности к самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. Для развития познавательного интереса даю возможность каждому ученику проявить себя, попробовать свои силы, выйти на результат. Поэтому тема моего опыта достаточно актуальна.

Но хочу отметить противоречия, с которыми я столкнулась в процессе работы.

Сегодняшний выпускник, к сожалению, отягощённый конкретными знаниями, не испытывает должного интереса к речевым опытам, грамотности, чтению художественного текста. А я как учитель заинтересована в том, чтобы на моих уроках царила творческая атмосфера, дети знали изучаемые произведения, могли решать проблемные вопросы, спорить, доказывать свою точку зрения. Основной проблемой обучения на данном этапе я считаю низкий познавательный интерес в изучении гуманитарных дисциплин, невысокий уровень самореализации школьников.

Считаю, что желательно распределить нетрадиционные формы уроков в такой последовательности:

5-6 классы

Уроки, направленные на развитие фантазии, на написание лингвистических сказок, выразительное и осмысленное чтение произведений; игровые формы.

7-8 классы

Как уроки с игровой состязательной основой, имитирующие  какие-либо виды деятельности (урок-соревнование, урок-КВН, обобщающий урок-викторина, урок «Кто лучше знает и помнит»), так и уроки, предусматривающие более серьёзную подготовку (урок-семинар, урок-зачёт, урок-беседа, урок-практикум и т.д.).

9  классы

Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок взаимообучения, урок-размышление, урок «Мой поэт», урок-устный журнал), уроки, требующие осмысленной, исследовательской работы (урок-размышление, урок-аннотация и т. д.), уроки по аналогии с организованными событиями (урок-конференция, урок-суд, урок-юбилей, урок-диспут, урок-посвящение).

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся активно применяю технологии, которые интенсифицируют деятельность обучающихся, развивают их познавательный интерес: технологию критического мышления, развивающего обучения, дифференцированного обучения, проблемную, игровую, тестирование, привлекаю занимательный материал, задания повышенной сложности, таблицы, схемы – всё, что направлено на интенсивное речевое развитие обучающихся, на повышение качества знаний, на развитие познавательного интереса, успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и литературе. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Что же дают такие уроки? Они формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний. На уроках с использованием групповых форм работы дети осознают важность делового партнёрства, творческого содружества. На уроках проблемного обучения ученики самостоятельно ищут пути решения оригинальных идей.

Попытаемся разобраться в сущности понятия «нетрадиционный урок». По утверждению профессора С. В. Кульневича, нетрадиционный (нестандартный, совсем не обычный) урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». В современной психолого-педагогической и методической литературе понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор не имеет чёткого определения.

Мнение педагогов тоже расходится. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих серьёзно трудиться. Но не будем забывать, что любой урок преследует общую цель, оговорённую требованиями программы. Она достигается различными средствами. В рамках заданной программы обучения общей цели, не совсем обычные уроки, т. е. нетрадиционные, преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Всё это имеет положительную сторону, т.к. появляется возможность у обучаемых развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, ощутить возможность разных наук.

Целесообразность нетрадиционного обучения, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся, была применена М. М. Разумовской, Г. И. Беленьким, Л. В. Шаталовым и др. Ведущей педагогической идеей считалось введение в систему образования различных типов уроков, связанных с развитием интеллекта учащихся и внедрения информационных технологий.

Выводы данных педагогов дали мне возможность задуматься, как пробудить интерес, тягу учащихся к постоянному получению знаний. Я согласна с утверждением, что «положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки».

В своей работе опираюсь на следующие дидактические принципы:

         -  в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность, реализует себя, ощущает успех, продемонстрировав другим свою компетентность;

          - в процессе работы организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в рабочих группах.

Я использую нетрадиционные методы обучения не только в учебной деятельности, но и как средство для усвоения познавательной информации, во внеурочной работе по русскому языку и литературе, а также в проведении классных часов, тематических утренников, экскурсионных поездок. Важно, что при таком подходе дети получают возможность в большей степени самореализовываться не только в школе, но и в привычной бытовой обстановке.

Для 5-6 классов разработала и внедрила нетрадиционные формы уроков по русскому языку: КВН «Сказки»; урок-игра «Знаете ли вы?» (Повторение по теме «Лексика»); игра «Путь к слову»; игра брейн-ринг «Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений»; обобщающий урок-игра «Клуб знатоков «Что? Где? Когда?»; по литературе: Учимся читать картину «Наедине с пейзажем», Пишем сказку.

Для 7-8 классов внедрила новые формы уроков, а именно: урок-кроссворд «Попробуем разгадать» (в начале года по обзору прочитанных произведений за лето), урок-семинар по теме «Причастие»;  урок-КВН по теме «Предложение»; урок-конференция «День славянской письменности»; обобщающий урок-игра «В поисках сладкого дерева»;

Считаю, что для 9 классов интересными будут уроки по Пушкину, поэтому разработала по литературе урок-пролог «Прекрасен наш союз» (лицейские годы в жизни Пушкина и его друзей) и «Чудные мгновения» (любовь в жизни великого поэта); по русскому языку - урок письма «Деловое письмо». Считаю, что проведение нетрадиционных форм уроков повышает познавательные компетенции учащихся, увеличивает интерес к предмету.

Каждый учитель знает, что в классе есть ученики, которые так и рвутся задать на уроке вопросы, при подготовке домашних заданий ищут и читают дополнительную литературу, пользуются словарями и справочниками. Но есть и другие школьники. Они никогда не поднимут руку, вопросы у них надо «вырывать клещами», редко читают. Иными словами, у одних познавательные интересы хорошо развиты, а у других проявляются очень слабо. Поэтому когда я беру новые классы, передо мной стоит задача: определить уровень познавательного интереса учащихся к моему предмету.

Узнаю, что около 30% учащихся хотят изучать русский язык, им нравится предмет, но не любят выполнять домашние задания. К литературе готовятся с большим интересом, примерно 70% детей тянут руки на уроке, готовы к пересказу текста, чтению наизусть стихов, с охотой делают рисунки, но им не нравятся письменные ответы на вопросы по изученным произведениям, сочинения.

Таким образом, чтобы развивать познавательный интерес школьника к своим предметам, свою педагогическую задачу я вижу не только в создании условий для формирования положительной мотивации, организации благоприятного климата, ориентирующего учащегося на коммуникацию, но и в проведении нетрадиционных уроков.

Один из эффективных способов подготовки нетрадиционных уроков, я считаю, является разработка его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. Но сначала надо определиться, что принимается за главное. Это необходимо для того, чтобы всё второстепенное подчинить главному. Уверена, уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и цельность, единая логика учителя и ученика, подчинённая общим целям и дидактическим задачам. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности становится развивающим. В связи с этим я выделяю следующие творческие принципы нестандартных уроков:

  •  отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в поведении;
  •  максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
  •  не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
  •  поддержка альтернативности, множественности мнений;
  •  развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
  •  использование оценки в качестве формирующего, а не только результативного инструмента.

Помимо принципов, хочу выделить значимые периоды подготовки и проведения нестандартных уроков: подготовительный, собственно урок и его анализ. Если при подготовке к традиционному уроку деятельность в основном проявляет учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий раздаточного материала и т. д.), то при подготовке к нетрадиционному уроку в значительной степени задействованы и учащиеся. Использую следующие методические приёмы на нетрадиционных уроках для создания проблемных ситуаций на уроке:

  • подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
  • излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагаю классу рассмотреть явления с различных позиций;
  • побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставлю конкретные вопросы и предлагаю проблемные задачи.

Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Какие же нетрадиционные формы уроков я использую в своей работе?

Уроки-КВН, брейн-ринг, Счастливый случай, За семью печатями, Умники и умницы заслуживают особого внимания, данная группы игр на нетрадиционных уроках – это эффективный приём работы, вызывающий познавательный интерес у учащихся, дающий им возможность проявить свои творческие способности, содействующий более глубокому и прочному усвоению нового материала, закреплению пройденного.

Урок-семинар. Наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности учащихся позволяют семинарские занятия. Приводя такие уроки, я делаю теоретические обобщения изученного материала, выделяю основные положения, показываю связь внутри темы и между темами с жизнью, с практикой. Каждый тип семинарских занятий провожу в три этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы.

В начале семинара формулирую тему, объясняю цель и задачи её изучения. Эта часть семинара не должна занимать более двух-четырёх минут. После вступительного слова предоставляю слово либо докладчику, либо предлагаю учащимся высказаться по вопросам плана. В зависимости от уровня подготовленности школьников использую следующие варианты:

  • предлагаю начать разговор конкретным учащимся (при этом существует опасность превращение семинара в обычный урок опроса по теме);
  • прошу выступить желающих (для этого вступительное слово учителя должно способствовать откровенному обмену мнениями);
  • вызываю на разговор прежде всего менее активных школьников, так как более сильные ученики смогут их поправить и значительно повысят уровень обсуждения.

Заканчивается семинар моим заключительным словом, в котором подвожу итоги обсуждения, подчёркиваю стержневые идеи, намечаю связи с другими темами.

Каковы же основные функции семинара? Что дают такие уроки учащимся? Во-первых, они систематизируют знания, закрепляют умения и навыки; во-вторых, развивают коммуникативные способности.

Хочу остановить своё внимание и на уроках с оригинальной организацией учебного материала.

Урок-экскурсия. На этом уроке я обогащаю знания учащихся за счёт установления связи теории с практикой, с жизненными явлениями, развиваю познавательный интерес, творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность. Итогом такого урока являются творческие работы учащихся.

Урок открытых мыслей привлекает учащихся тем, что они могут свободно высказать свою точку зрения после прохождения определённой темы в виде сочинения, ответа на вопрос, используя при этом разнообразную научно-популярную литературу, свои мысли и наблюдения. Тему урока мы определяем совместно с учащимися заранее, но она может быть сформулирована и по ходу занятий.

Урок-сказка. Его я провожу обычно в 5 классе, когда завершаю изучение раздела «Сказки». Цель: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, внимание к слову, вызвать радость от общения с книгой. Итогом такой работы обычно является составление собственной сказки.

Урок-конференция – «Мир имён», «Что в имени моём» провожу в 6-м классе. Цель: познакомить учащихся с миром имён, их историей, значением и своеобразием; развить умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом, вызвать интерес к особым словам-именам.

Предлагаю план сбора материала о своём имени: а) выясни, что означает твоё имя, из какого языка оно пришло в русский язык; 2) спроси у родителей почему они для тебя выбрали именно такое имя, чем они руководствовались; 3) собери сведения о людях, которые носят или носили такое же имя, как у тебя, и подумай, какие черты их характера тебе нравятся; 4) запиши строки из песен, стихотворений, в которых встречается такое же имя, как у тебя.

Предварительно уточняется значение слова «конференция» - (собрание, совещание каких-либо групп) и этимология слова «имя» – это слово некоторые учёные сближают с древнерусским имъти – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо», другие возводят слово к общеславянскому и сравнивают его с древнеиндийским – «отделяет», т.е. имя даётся для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Конференцию провожу по следующему плану:

  1. сообщение темы урока;
  2. вступительное слово учителя;
  3. выступление участников конференции;
  4. подведение итогов. Обмен впечатлениями;
  5. организация домашнего.

Урок-исследование я практикую в 7-м классе по русскому языку. Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразно лингвистическое исследование. Допустим, при изучении темы «Наречие» специально конструирую задания поискового характера, включающие задания частично поискового характера и проблемные задачи.

Таким образом, разработанная система нетрадиционных форм проведения уроков дает мне возможность создавать оптимальные условия для самореализации каждого моего ученика.

В течение 6-7 лет мои ученики смогут проявить себя в любой сфере деятельности. А возможность быть успешным даёт стимул для развития креативности и познавательной активности.

Надеюсь, что когда я её полностью её реализую, у детей повысится уровень обученности: разовьётся интерес к чтению, к работе с дополнительной литературой, улучшится грамотность, сформируются умения и навыки в написании сочинений-рассуждений, снимется напряжение страха перед экзаменом.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Айзерман Л.С. Уроки гуманизма и гуманизм уроков. //Литература в школе, 1989г. № 6, с. 81.
  1. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7-ой классы.- Ростов н/Д:»Феникс», 2002.
  1. Векслер Н. М. Современные требования к уроку. М. Просвещение. 1985.

     4. Волков К.И. Психологи о педагогических проблемах. М. Просвещение. 1981г. С. 20.

  1. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников./ Русский язык в школе № 3 2007.
  1. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства. М. Просвещение 1989.
  1. Климкина Ю.Е. Уроки семинары по русскому языку в старших классах.// Русский язык в школе. 2001, №4, с.27-29.
  1. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров.// Русский язык в школе.1997. №1, с.25-26.
  1. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М., 1980.
  1. Кульневич С.В. Нетрадиционный урок.// 2002,8
  1. Махмутов М.И. Современный урок.//Вопросы теории.-М.,1981.,с.50-52.
  1. Смолина Е.А. Четырнадцать нестандартных моделей школьного досуга. Волгоград: Учитель, 2005.
  1. Томпсон Н.А. Технология модульного обучения.// Русский язык в школе №3 2007г.
  1. Яковлев Н.М. Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М. Просвещение 1985.
Категория: Самообразование | Добавил: Kalina
Просмотров: 2914 | Загрузок: 406 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

Технологии [5]
Мои достижения [0]
Самообразование [5]
Распространение опыта [5]
Материалы по аттестации [5]
Различные материалы по аттестации на высшую квалификационную категорию

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0