Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Никулиной Галины Сергеевны

Пятница, 19.04.2024, 13:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Методическая копилка » Русский язык

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по Баранову М. Т.) 136 часов
[ Скачать с сервера (94.5 Kb) ] 12.10.2015, 13:11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

№ _____ от «___» __________________ 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ руководителя ОУ

№ _____ от «___» __________________ 2016 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

курса

«Русский язык»

7 класс

на 20152016 учебный год

 

 

Составитель/разработчик программы:                                                                                                                                                                                 Никулина Галина Сергеевна,                                                                                                                                                                                       учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ Н. В. Триндюк

             подпись

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. 11-е издание. М.: Просвещение, 2010 г. и ориентирована на учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций (Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.; научный редактор Н. М. Шанский). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Цели и задачи предмета

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа реализует:

– идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;

– идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;

– культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Описание места предмета в учебном плане

Согласно календарному графику МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина на 2015-2016 учебный год продолжительность учебного года в 7-ых классах составляет 34 учебных недели (Приказ по школе № 77 от 26.08.2015 г.) В соответствии с Приказом по школе № 78 от 31.08.2015 г. учебный материал курса распределен на 136 часов (34 недели х 4).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

  1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III.       Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида  и их образование.

Не с деепричастиями.

II.        Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.       Рассказ по картине.

Наречие

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая   роль   наречий.   Словообразование   наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы оя е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II.        Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

III.       Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

                             Категория состояния

I.          Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.        Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог

I.          Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.        Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.       Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

I.          Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II.        Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.       Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.        Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.       Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

I.          Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный эту знак при междометиях.

II.        Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Тематическое распределение часов

    В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского на изучение русского языка в 7 классе отводится 170 часов, а в рабочей программе – 136 часов согласно учебному плану МБОУ Архангельской СОШ имени А. Н. Косыгина.

     В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского сказано, что авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. 

    С учетом этого таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:

 

Разделы, темы

Количество часов по теме

авторская программа

рабочая программа

Русский язык как развивающееся явление.

1

1

Повторение изученного в 5-6 классах.

12 + 2

7 + 3

Причастие.

25 + 6

29 + 3

Деепричастие

10 + 2

7 + 4

Наречие

28 + 6

22 + 1

Категория состояния

4 + 2

4 + 1

Служебные части речи

1

1

Предлог.

11 + 2

7 + 4

Союз.

16 + 2

9

Частица.

18 + 4

18 + 2

Междометие. Звукоподражательные слова.

4

2

Повторение в конце года.

12 + 2

9 + 2

 

Рекомендуемые формы

организации учебного процесса

  • Урок – коммуникация
  • Урок – практикум
  • Урок – мастерская
  • Урок – письма
  • Урок – игра
  • Урок – исследование
  • Урок – консультация
  • Взаимообучающие уроки
  • Урок – лаборатория
  • Урок – зачет
  • Урок творчества и др.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Активные и  интерактивные методы обучения
  • Игровые технологии
  • Исследовательская технология обучения
  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
  • Метод проектов
  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологиии ТРИЗ 
  • Кейс-метод и др.

Для оценки достижений обучающихся

 используются следующие виды и формы контроля:

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

                                             Количество контрольных работ

Вид контрольной работы

Количество

Диктант

5

Изложение

2

Сочинение

5

Зачет

3

Тест

2

 

Особенности класса, в котором будет реализована данная программа

7-А класс

1. Количественный состав: 25  человек.

2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний.

3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.

4.Индивидуальные психолого-физиологические особенности: у большинства учащихся повышенная мотивация к обучению, сформирована «внутренняя позиция ученика». Сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса обеспечения

Литература:

Русский язык, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский. 2-е издание - М.: Просвещение, 2014 г.

Богданова Г. А.. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы.  М.: «Мнемозина», 2008 г.

Егорова Н. В.. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО».

Еремина Е. А.. Виды разбора на уроках русского языка. -  М.: «Просвещение», 2010 г.

Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. ФГОС. М.: Экзамен, 2015 г.

Нарушевич А. Г., Голубева И. В. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 7 класс. М.: Просвещение, 2015 г.

Сергеева Е. М. Тесты по русскому языку. 7 класс. К уч. М. Т. Баранова и др. ФГОС. М.: Экзамен, 2015 г.

Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001 г.

Халабаджах И. М. Русский язык. 7 класс. Планы конспекты уроков. Ростов-на-Дону: Феникс,2014 г.

Дидактические материалы:

Словари;

Сборники тестов;

Справочники;

Таблицы.

Материальное обеспечение кабинета:

Мультимедийный компьютер;

Проектор;

Экран;

Интернет;

Телевизор;

Видеомагнитофон;

Компакт-диски с видеоуроками.

Портреты писателей.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные  тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.

Категория: Русский язык | Добавил: Kalina | Теги: КТП по русскому 7 класс, планирование по русскому для 7 клас
Просмотров: 3974 | Загрузок: 584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0