Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Никулиной Галины Сергеевны

Пятница, 07.08.2020, 04:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Методическая копилка » Русский язык

I. Описание работы над проектом «Роль фразеологизмов в нашей речи» с помощью критериев оценивания (7 класс)
[ Скачать с сервера (38.4 Kb) ] 27.12.2015, 22:56

 

  1. Описание работы над проектом «Роль фразеологизмов в нашей речи» с помощью критериев оценивания (7 класс)

Согласно критериям оценивания:

- тема проекта была выбрана учащимися самостоятельно в максимальном соответствии с личными интересами;

- учащиеся сумели ясно сформулировать и обосновать в общих чертах цель проекта;

- составили краткий план из основных этапов проекта;

- раскрыли тему проекта, показали знания, выходящие за рамки школьной программы;

- предоставили в работе достаточно полную информацию из разных источников;

- анализировали, обобщали точки зрения, делали выводы;

- преодолевали трудности, добивались достижения результата;

- большую часть работы выполнили самостоятельно, пытались представить личный взгляд на решение проблемы проекта, применяли элементы творчества;

- проявляли настойчивость, ответственность, упорство в достижении цели;

- иногда не могли справиться с написанием письменной части без помощи педагога;

- внешний вид и речь соответствовали требованиям проведения презентации;

- учащиеся достаточно хорошо владеют культурой общения с аудиторией, что позволило вызвать неподдельный интерес у слушателей;

- выступление немного вышло за рамки регламента;

- проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).

II. Отчёт

1. Обоснование выбора проекта как метода обучения в данном случае:

дидактические цели проекта:

- развитие умения видеть проблему и наметить пути её решения;

- развитие интереса к выбранной теме;

- формирование поисково-аналитических навыков;

- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- развитие навыков критического мышления;

- приобретение навыков самостоятельной работы;

- формирование навыков работы в команде;

- активизация творческих способностей;

- формирование навыков публичного выступления

Методические задачи проекта:

- сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении,  употреблении и  влиянии на речевую культуру говорящего;

- формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

- исследовать стилистические возможности фразеологизмов;

- интерпретировать современное значение некоторых фразеологических оборотов;

- познакомиться с этимологией фразеологических единиц;

- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной речи и письменной;

- расширить словарный запас обучающихся за счет осознанного использования фразеологизмов в речи;

- овладеть методами исследования: наблюдения, сопоставления, обобщения;

- развивать коммуникативные умения: инициировать взаимодействие с учителем и другими участниками группы, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

- формировать навыки использования компьютерной программы Power-Point для оформления результатов;

- устанавливать связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью;

- научиться кратко излагать свои мысли и аргументировать суждения;

- воспитывать любовь к родному языку;

- выступать перед аудиторией;

- оформить выставку рисунков «Фразеологизмы в картинках»;

- создать презентацию «Почему мы так говорим?»

2. Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося:

Исходный уровень подготовленности учащегося (что он знает и умеет по проблеме проекта на начало работы):

- программный теоретический материал по теме «Фразеология» из курса 6 класса;

- формулирование проблемы и цели проекта;

- умение пользоваться словарями;

- умение выбирать необходимую информацию из печатного источника (учебника, газеты, журнала);

- умение пользоваться интернет ресурсами;

- небольшие практические навыки совместной деятельности в группах;

- аргументация собственного суждения;

- первичные шаги публичного выступления

Дефициты в уровне подготовленности учащегося, которые должны быть преодолены в результате работы (чего он ещё не знает и не умеет по проблеме проекта, и чему он должен научиться):

- наметить пути решения данной проблемы;

- анализировать и обобщать материал;

- обосновывать выводы;

- устанавливать связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью;

- использовать в полном объёме компьютерную программу Power-Point для создания мультимедийной презентации;

- отсутствие глубоких знаний теории по данной теме;

- недостаточность практических навыков исследовательской деятельности;

- отсутствие нового взгляда на данную проблему;

- непрочные навыки самостоятельной работы, самостоятельного принятия решения;

- незначительные трудности при анализе и самооценке;

- мотивация к деятельности

Где и как учащийся сможет получить необходимую помощь, найти недостающую информацию и другие ресурсы:

- консультирование и советы педагога на любом этапе работы по запросу обучающегося;

- поиск информации в библиотеке и сети Интернет;

- консультация родителей

Какова предполагаемая степень Вашего участия в работе над проектом.

Организующая и стимулирующая помощь, в отдельных случаях обучающая помощь: проведение групповых и индивидуальных консультаций, корректировка деятельности, продвижение учащихся в процессе выполнения работы, ненавязчивый контроль и вдохновляющий пример, оценивание работы учащихся индивидуально и в группах.

3. Типология проекта:

- по предметно-содержательной области – монопроект;

- по характеру контактов – внутриклассный;

- по характеру координации – с открытой, явной координацией;

- по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированный;

- по количеству участников – групповой;

- по продолжительности – краткосрочный;

- по виду конечного продукта – материальный

Возраст обучающихся – 7 класс (12 – 13 лет).

У семиклассников достаточно знаний и опыта для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта, но возникает трудность при разработке плана, особенно детального.

Основные этапы работы учащимися просматриваются легко, но более мелкие шаги выпадают из поля зрения.

Реализация плана не вызывает трудностей.

Академического опыта у семиклассников достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта.

Данный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта, с самого начала обозначен результат деятельности, продукт в реальности может использоваться на практике и способен решить заданную проблему.

4. Позиция (роль педагога) в проекте.

Выстраивая взаимодействие с участниками проекта, я заняла позицию коллеги по работе, который в значительной степени вовлечён в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы.

У меня, как у педагога, с учащимися были выстроены отношения равноправных партнёров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга.

            На некоторых этапах проекта, таких, как: планирование, реализация плана и рефлексия, я выступала в роли эксперта-знатока, который является источником информации и может предоставить необходимые сведения, когда обучающиеся обращаются за ними.

            Можно также сказать, что на некоторых этапах проекта я находилась в несколько отстранённой позиции, побуждая обучающихся проявлять максимум активности и почувствовать себя не только инициатором работы, но и организатором нашего общего взаимодействия.

5. Как была представлена обучающемуся проблема проекта, какую неявно сформулированную цель она в себе заключала.

Фразеологические обороты встречаются нам очень часто: в сказках, баснях, художественных произведениях, а также в устной разговорной речи. Сегодняшние школьники, к сожалению, очень мало знают устойчивых сочетаний слов и практически не употребляют их в своей речи.

Проводя внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка», в которое я включила станцию «Фразеологическую», я столкнулась с бедностью речи устойчивыми сочетаниями, непониманием многих оборотов, неправильным толкованием и употреблением фразеологизмов в речи.

После внеклассного мероприятия учащиеся сами  предложили дома разобраться в  значении и происхождении тех фразеологизмов, толкование которых вызвало у них наибольшее затруднение. Небольшая исследовательская работа вызвала неподдельный интерес у обучающихся.

В ходе обсуждения значений фразеологизмов, их происхождения, уместности употребления в речи наметились первые очертания проблемы будущего проекта: «Зачем нужны фразеологизмы в русском языке?» Исходная проблема приобрела личностную окраску, ведь всегда интересно понять, «почему мы так говорим».

Неявно сформулированной целью на этом этапе работы я считаю закладку профессионального интереса к занятию лингвистикой.

6. Опишите процесс проблематизации:

Как учащийся «присвоил» проблему проекта, каким личностным смыслом наделил её.

После внеклассного мероприятия многие ребята (особенно сильные учащиеся) расстроились, что совсем мало знают о фразеологизмах. Так возникло осознание проблемы скудности, бедности речи и отсутствия знаний, как её обогатить. Появилась личностная заинтересованность в том, «зачем нужны фразеологизмы в языке?», «как правильно понять смысл фразеологического оборота?», «как влияют фразеологизмы на нашу речь?»

Что стало первичным мотивом учащегося в работе над проектом.

Первичным мотивом учащегося в работе над проектом стало желание самостоятельно дома исследовать те вопросы, на которые он не смог ответить во время внеклассного мероприятия.

7. Опишите процесс целеполагания:

Как была сформулирована учащимся цель проекта.

Цель проекта направлена на решение исходной проблемы и заключается в следующем: проводя определённые исследования в области языкознания, изучить природу фразеологизмов и научиться грамотно употреблять устойчивые сочетания в собственной речи.

Как было доказано, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта.

На этапе целеполагания проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, что позволит решить исходную проблему проекта.

Каков ожидаемый результат работы, какой проектный продукт предполагалось создать.

Главным в этом проекте является совершенствование у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них высокой культуры речевого общения и развитие коммуникативных навыков. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации и оформляют результаты своих исследований.

В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности речи. После завершения проекта учащиеся смогут правильно употреблять в речи фразеологические обороты, получат навык работы с информацией в веб-ресурсах.

Проектный продукт – слайдовая презентация наиболее употребляемых фразеологизмов «Почему мы так говорим?» и выставка рисунков «Фразеологизмы в картинках».

Соответствует ли данный проектный продукт цели проекта.

Данный проектный продукт позволил обучающимся достичь основной цели проекта и решить все поставленные задачи. Созданная презентация «Почему мы так говорим?», а также выставка рисунков «Фразеологизмы в картинках» поможет учащимся и взрослым расширить своё представление о фразеологических оборотах, их смысловом значении, сделает речь более яркой и выразительной, значительно обогатит словарный запас обучающихся.

Является ли данный проектный продукт оптимальным способом решения проблемы проекта.

Да, является. Создав данный проектный продукт, обучающиеся смогли разрешить собственную проблему: правильное толкование фразеологических оборотов и грамотное употребление их в речи. В то же время созданный проектный продукт может быть использован при изучении темы «Фразеология», а также при изучении элективного курса «Культура речи», на факультативных занятиях по русскому языку.

8. Опишите процесс планирования:

перечислите все этапы работы, которые учащиеся выделили самостоятельно.

Обучающиеся выделили самостоятельно следующие этапы работы:

- формулировка проблемы и цели проекта;

- сбор информации и изучение основных вопросов из различных литературных источников по данной тематике;

- проработка имеющихся информационных сайтов по данной теме;

- отбор нужной и значимой информации;

- изучение, сравнение и анализ различных точек зрения и фактов по данному вопросу;

- обобщение и соответствующие выводы;

- создание выставки рисунков;

- создание презентации;

- защита презентации

Перечислите все этапы работы (основные и более мелкие), которые учащиеся не смогли выделить самостоятельно.

Обучающиеся не смогли увидеть и выделить самостоятельно следующие этапы работы:

- подробный развернутый план работы;

- последовательность выполнения (алгоритм действий);

- формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему и способы ее решения;

- оформление письменной части (отчёт о ходе работы);

- рефлексия (самооценка и анализ)

Как (с помощью каких вопросов) вам удалось помочь учащимся разработать подробный план и график работы над проектом.

Примерные вопросы к обучающимся:

- что необходимо сделать для достижения цели проекта?

- как ты будешь решать предстоящие задачи?

- в какой последовательности ты будешь это делать?

- когда ты будешь осуществлять каждый из вопросов?

- что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, на что ты можешь опереться, что ты уже умеешь делать?

- чего у тебя еще нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться?

9. Опишите процесс реализации:

Какие этапы работы не вызвали затруднений у учащихся:

- проблематизация ( выделение и формулировка проблемы);

- целеполагание (формулирование основной цели проекта);

- реализация намеченного плана (исследование различных информационных источников);

- создание проектного продукта;

- презентация

С какими трудностями столкнулись учащиеся.

- поэтапное планирование;

- обобщение, выводы, анализ;

- грамотное составление письменного отчета

Как учащиеся преодолевали возникшие трудности.

- пытались справиться самостоятельно (набивали «шишки»);

- прибегали к помощи педагога для обсуждения различных гипотез и идей, для грамотного составления письменного отчета;

- обращались за помощью к родителям

Какую помощь вы оказывали учащемуся.

На этапе реализации я, как преподаватель, оказывала организующую и стимулирующую помощь: следила за тем, чтобы учащиеся не потеряли мотив к работе, ненавязчиво контролировала временные рамки. В отдельных случаях учащимся потребовалась моя обучающая помощь, например, при анализе и обобщении полученных данных, формулировании выводов и формировании собственной точки зрения на исходную проблему проекта.

Как колебался у учащегося мотив к деятельности.

Обучающиеся проявляли интерес на всех этапах работы, правда на этапе планирования значимость предстоящей работы притупилась, что несколько снизило мотив к деятельности. Это произошло потому, что разработанный совместно детальный план работы показал, какую огромную работу над проектом предстоит выполнить. Но на этапе реализации, увидев первые плоды самостоятельной работы, учащиеся еще больше воодушевились и решили не останавливаться на создании презентации, а подготовить также электронный словарь малоизвестных фразеологизмов с постоянным пополнением.

Как вы стимулировали работу учащихся на различных этапах.

На всех этапах в качестве стимулирования обучающихся не скрывала заинтересованности в совместной работе, старалась создать атмосферу комфорта с помощью одобрения, похвалы, доброжелательности, юмора, улыбки. Организовывала деятельность учащихся с максимальным преобладанием положительных оценок своей деятельности и её результатов. Старалась создать обстановку доверия и уверенности в успехе, оказывала поддержку, показывала веру в себя, в собственные силы, подбадривала.

10. Опишите процесс рефлексии и самооценки учащимися своей проектной работы с опорой на критерии оценивания.

Целью рефлексии является осмысление опыта, полученного в результате работы над проектом,  анализ пережитых ситуаций и проблем по преодолению их, сравнение реального результата с тем, который был задуман в начале работы. Для того, чтобы это стало реально, для обучающихся были разработаны критерии оценивания проекта, которые предлагались им перед началом работы. Эти критерии активно совместно обсуждались, вносились поправки, что сделало процесс оценивания понятным для всех субъектов учебного процесса и в целом снизило стрессогенность и излишнюю тревожность, тем самым способствовало формированию адекватной самооценки обучающихся.

Какие трудности возникли у учащихся при анализе своей работы.

При анализе работы трудности возникли с обобщением и формулировкой выводов.

Смогли ли учащиеся самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины и обдумать способы преодоления подобных ошибок в будущем.

В большинстве случаев обучающиеся смогли самостоятельно найти допущенные ошибки, выявить их причины, а обдумывание способов преодоления подобных ошибок в будущем проводилось совместно с педагогом.

Какую помощь вы оказывали учащимся в ходе анализа работы.

В ходе анализа работы для обучающихся была проведена консультация педагогом по данному вопросу с необходимыми разъяснениями.

Как учащиеся оценили результат своей работы с опорой на критерии оценивания, совпал ли этот результат с вашей оценкой и оценкой независимых экспертов.

Оценка проектной работы обучающимися совпала с выставленной оценкой педагога и независимых экспертов.

Как были преодолены разногласия в оценке с опорой на критерии оценивания.

Разногласия по большому счету отсутствовали. По некоторым критериям обучающиеся занижали свои баллы, то есть не видели собственных достижений в полном объеме. При совместном обсуждении критериального оценивания проекта учащиеся согласились с выставленными баллами.

11. Какие трудности возникли у учащихся при написании отчета о проектной работе, как они были преодолены.

При написании письменного отчета возникли небольшие трудности с самооцениванием, обучающиеся не всегда могли со стороны увидеть и заметить свои погрешности в работе и свои приобретенные умения. Вторая заминка - неумение излагать свои мысли на бумаге, пришлось подробно обсудить каждую часть отчета и совместно выработать алгоритм работы. Третья заминка произошла в связи с недостаточными знаниями грамматики русского языка.

12. Как учащиеся показали результат своей работы и собственную компетентность, какие эмоции испытали в ходе презентации проекта.

Обучающиеся отнеслись к презентации очень ответственно: заранее определили и выписали ключевые слова, на которые следует сделать упор, хорошо подготовили и отработали средства наглядности, проверили готовность оборудования, продумали свой внешний вид, заранее провели репетицию, просчитали временные рамки, подготовились к возможным вопросам.

Несмотря на тщательность подготовки к презентации, обучающиеся немного волновались. Справиться с волнением помогла установка зрительного контакта с аудиторией, неподдельный интерес в глазах слушателей.

Презентация содержала всю необходимую информацию по теме проекта, оформление соответствовало стандартным требованиям, внешний вид и речь на достойном уровне, выступление чуть превысило рамки регламента, но обучающимся удалось заинтриговать аудиторию своим мастерством и четкими ответами на задаваемые вопросы. Текст презентации заранее был подготовлен в виде тезисов. Проектный продукт вызвал большой интерес. Учащиеся получили признание результативности своей самостоятельной деятельностной и творческой работы. После завершения презентации на лицах сияла улыбка от полного счастья, удовлетворения, веры в свои силы и возможности.

13. Докажите обоснованность применения проектного метода обучения в данном конкретном случае:

достигнуты ли запланированные дидактические цели, если нет, то почему;

решены ли запланированные методические задачи, если нет, то почему

возник ли запланированный воспитательный эффект, если нет, то почему.

Запланированные дидактические цели и методические задачи полностью достигнуты, так как данная проектная работа позволила учащимся развить:

- поисково-аналитические навыки;

- самостоятельную познавательную деятельность;

- навыки критического мышления;

- творческие способности;

- навыки использования компьютерной программы Power-Point;

- навыки публичного выступления;

овладеть:

- представлениями о фразеологизмах в русском языке, их разнообразии, происхождении, стилистических возможностях;

- методами исследования: наблюдения, сопоставления, обобщения;

- навыками правильного употребления фразеологизмов в устной речи и письменной.

Запланированный воспитательный эффект конечно же возник, это и личная ответственность, самостоятельность, организация своей деятельности, настойчивость в достижении цели, развитие коммуникативных навыков, рефлексивных способностей, воспитание толерантности, обучение сотрудничеств, формирование навыков взаимодействия, развитие успешности, самореализация личности, а также воспитание эстетического вкуса, расширение культурного кругозора.

Категория: Русский язык | Добавил: Kalina | Теги: работа над проектом
Просмотров: 1593 | Загрузок: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 56

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0