Персональный сайт учителя русского языка и литературы
Никулиной Галины Сергеевны

Пятница, 19.04.2024, 16:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Итоговая аттестация » Готовимся к ЕГЭ

Система упражнений, направленных на обучение учащихся написанию сочинения-рассуждения (часть С1)
[ Скачать с сервера (27.4 Kb) ] 20.04.2016, 10:33

Упражнение 1. Обучение формулировке проблем исходного текста.

Задание. Прочитайте текст, найдите в нем ключевые слова, которые помогут сформулировать основную проблему. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, используя различные клише. Запишите полученные примеры.

                О детективе много спорят.  Еще больше его читают.  Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Что же такое детектив?

                Уже название жанра говорит о многом.   Во-первых,  название жанра совпадает с профессией его главного героя – детектива, то есть сыщика, того, кто ведёт расследование. Во-вторых, эта профессия напоминает о том, что детективный жанр – один из вариантов широко распространённой литературы о преступлении. В-третьих, подразумевается и способ сюжетного построения, при котором тайна преступления так до конца и остаётся неразгаданной, держит читателя в напряжении.

              Таинственное всегда возбуждало человеческий интерес, но профессиональное расследование преступления не могло стать сюжетом литературы раньше, чем оно возникло как явление социальной действительности.  Сравнительно недавно,  в XIII – XIX вв.,  в наиболее развитых буржуазных странах начинает формироваться полицейский аппарат, в том числе для пресечения и раскрытия преступлений. Одна из первых сыскных контор была создана при участии великого английского романиста Г. Филдинга, а спустя почти столетие Ч. Диккенс заинтересованно следил за первыми шагами впоследствии знаменитого Скотланд- Ярда.

             Родоначальником детективного жанра считается Э. По, перенёсший основной акцент с личности преступника на личность того, кто преступление расследует. Так появляется первый знаменитый в литературе сыщик Дюпен, чьи необычайные аналитические способности дают автору возможность поставить философский вопрос о нереализованных силах человеческого ума.

             В чём секрет популярности детектива? Ответы  дают разные. Почти всегда говорят о той психологической разрядке, интеллектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение современному человеку. Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.   

(М. Канн)

Упражнение 2. Обучение написанию комментария к сформулированной проблеме исходного текста.

Задание. Прочитайте текст, продолжите комментарий по проблеме текста.

…Вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения. Если почва благодарная, т. е. если есть расположение к работе, зерно это с непостижимой силой и быстротой пускает корни, показывается из земли, пускает стебелек, листья, сучья и, наконец, цветы. Я не могу иначе определить творческий процесс, как посредством этого уподобления. Вся трудность состоит в том, чтоб явилось зерно и чтоб оно попало в благоприятные условия. Все остальное делается само собой. Напрасно я бы старался выразить Вам словами все неизмеримой блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определенные формы. Забываешь все, делаешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьется, одна мысль погоняет другую. Иногда на несколько времени вдохновение отлетает; приходится искать его и подчас тщетно. Весьма часто совершенно холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь. Может быть, вследствие этого и у самых великих мастеров можно проследить моменты, где недостает органического сцепления, где замечается шов, части целого, искусственно склеенные. Но иначе невозможно. Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением и которое я сейчас пытался описать Вам, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить. Струны лопнули бы, и инструмент разбился бы вдребезги!

(П. И. Чайковский)

Что такое вдохновение? Какова его роль в творческой судьбе мастера? Может ли вдохновение продолжаться беспрерывно? На эти вопросы отвечает автор текста – великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Упражнение 3. Обучение отражению позиции автора исходного текста.

Задание. Прочитайте фрагмент сочинения по данному тексту. Верно ли определена авторская позиция? Дайте свою формулировку.

Автор считает, что только русский человек способен понять произведения таких художников, как Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев, поскольку для их пейзажей характерны «старомодность и литературность сюжетов».

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещённом мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, тёмные от дождя птицы — распушённые ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…

(По В. Конецкому)

Упражнение 4. Обучение аргументации собственного мнения по проблеме.

Задание. Подберите аргументы к данным тезисам на основе жизненного опыта.

Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий).

В мире нет таких вершин, которые нельзя покорить.

Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт.

Читателем не рождаются, читателем становятся.

Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать (Р. Декарт).

И самая блестящая речь надоедает, если её затянуть

(Б. Паскаль).

Признавшись в своей слабости, человек становится сильным

(О. Бальзак).

        Деятельность – единственный путь к знанию (Б. Шоу).

        И хорошие доводы должны уступать лучшим (В. Шекспир).

        Чистая совесть – самая лучшая подушка (Г. Ибсен).

Упражнение 5. Обучение смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.

Задание. Восстановите логическую последовательность предложений.

А.

а). Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в возможности сочетаться с другими словами и употребляться практически только с существительным впечатление.

б). Особую группу фразеологизмов представляют фразеологические сочетания – соединения слов, одно из которых несвободно в своем употреблении.

в). Между тем  только одно из них – впечатление – может свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания.

г). Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение.

Б.

а). Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

б). Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

в). Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

г). К объективным относятся свойства и качества самого текста.

В.

а). Гипотезы эти интересны и увлекательны, но им недостаёт одного – убедительности.

б). В печати не раз появлялись статьи, авторы которых пробуют объяснить отдельные загадки древней истории с помощью гипотезы о космических пришельцах.

в). На их фоне предположение о вторжениях инопланетян выглядит чистой фантастикой, а не научной гипотезой.

г). Есть более разумные объяснения исторических загадок истории.

Упражнение 6. Обучение точности и выразительности речи.

Задание. Сделайте фрагмент сочинения ученика стилистически выразительным, включив в него эпитеты, метафоры, сравнения и другие выразительно-изобразительные средства.

Закрыв глаза, входим в рощу. Сквозь трели соловья слышится журчание ручья и шорох листвы. Чувствуем, как что-то проникает в тебя. В душе начинает звучать песня природы.

Упражнение 7. Обучение соблюдению орфографических и пунктуационных норм.

Задание. Найдите 5 орфографических и 2 пунктуационные ошибки во фрагменте сочинения ученика.

Я считаю обращение к этой теме многих авторов не случайным и важным для нашего молодого поколения. Уезжая из родного дома мы подчас забываем даже позвонить, порой обижаемся на «излишнюю» опеку и «надоедлевые» советы. А ведь родители, бабушки и дедушки самые близкие люди на земле желающие нам только добра. Так давайте-же будем любить, ценить и уважать родных нам людей. Давайте постораемся оплотить им своей душевной теплотой и вниманием за их труд и заботу о нас.

Упражнение 8. Обучение соблюдению языковых норм.

Задание. Найдите в предложениях из ученических работ ошибки, связанные с употреблением глаголов. Исправьте их.

Когда он садился писать, кошка прыгала на стол, ложилась у правой руки и наблюдает за тем, как вырастают на бумаге строки.

Шерсть у неё была длинная и вся лоснится.

Левинсон смотрит на дневального и Бакланова и понял, что Метелица не приехал.

Вот в лощине складывают свой тяжёлый груз и открыли огонь миномётчики.

Вскоре старик умирает, а дочь приедет уже только на его могилу.

Чехов мечтал о светлом будущем. Он верит в силы народа.

Ещё ужаснее были дома, в которых живут бедняки.

Упражнение 9. Обучение соблюдению речевых норм.

Задание. Найдите и исправьте недочёты, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

Посещение революционного кружка сыграло большую пользу для Павла.

Задача, поставленная перед нами, достигнута.

Я часто думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

Котёнок чего-то испугался и торопливо побрел к батарее.

Цель моей жизни решена.

«Повесть о настоящем человеке» имеет большую роль в воспитании патриота.

Русские нанесли большой урон войскам противника.

Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.

При этом он испытал нетерпимую душевную боль.

Чацкий, нетерпеливый к чужим недостаткам, сам человек далеко не идеальный.

Упражнение 10. Обучение соблюдению фактологической точности в фоновом материале.

Задание. Найдите и исправьте фактические ошибки во фразах из сочинений выпускников.

И. С. Тургенев тоже поднимает проблему отцов и детей.

О мужестве и стойкости советских людей мы узнаём из романа М. Шолохова «Судьба человека».

Стиль этого текста научный, потому что его цель – увлекательно рассказать о путешествиях

Сложных и безличных предложений в научном стиле мало, а неполных - много.

М. Цветаева вынуждена была эмигрировать из Советского Союза.

Проблема «маленького человека» часто звучит в произведениях Л. Н. Толстого.

«Война и мир» - это одно из лучших произведений в советской литературе.

М. Горький в пьесе «На дне» показал нам суровые будни гражданской войны.

Категория: Готовимся к ЕГЭ | Добавил: Kalina
Просмотров: 3574 | Загрузок: 377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Категории раздела

Готовимся к ОГЭ [7]
Готовимся к ЕГЭ [6]

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0